Из дня вчерашнего в грядущий
- -- 08.04.2019 --
- Субъекты
К 40-летию памяти Э.В. Ильенкова
40 лет назад перестало биться пламенное сердце выдающегося советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова (18.02.1924− 21.03.1979). Многое сегодня проявилось намного яснее, чем казалось тогда, через 40 дней после его ухода. Теперь ясно: философское наследие Э.В. Ильенкова − важное звено, этап в развитии общественной мысли. Не только отечественной, но и мировой. Его идеи актуальны не только в аспекте «ильенковедения», но и как продуктивная методология современных перспективных научно-исследовательских проектов. В ряде направлений они способны помочь отыскать ключ к выходу из тупиков, в которых пока безнадёжно топчется научная мысль.
СТАРОЕ, НО ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ
Труды Э.В. Ильенкова знаменуют новый этап развития ряда важнейших положений марксистско-ленинской философии. Хотя он и не занимал высоких постов в тогдашней иерархии; ни партийной, ни научной. Но не был и «инакомыслящим», диссидентом-антисоветчиком и тайным антикоммунистом. Тем не менее, Э.В. Ильенков стал основателем научной школы, объединившей многих последователей, которые развивают его подходы и поныне. Его научное наследие сегодня ещё более актуально, чем было при жизни. Не в этом ли высшая награда мыслителя?
К нашим дням жизнь и научное творчество Э.В. Ильенкова изучили достаточно хорошо. Ученики и последователи ежегодно проводят Ильенковские чтения. Переиздают его работы, издают ранее неизданные. Пишут и публикуют исследования о своём учителе. Благодаря интернету все эта информация общедоступна. Поэтому нет смысла здесь ещё раз пересказывать его биографию и краткое содержание научных публикаций, даже неопубликованных.
Главное, что творческое наследие Э.В. Ильенкова сейчас актуально не только в историческом плане. Дескать, в стародавние советские времена жил-был интересный самобытный философ-марксист, и у нас были такие, ничуть не хуже «зарубежных аналогов»…
Нет. Подходы к марксизму-ленинизму, которые разработал, применял и развивал Э.В. Ильенков, и сегодня являются могучим оружием решения современных проблем. Гибельных вопросов сфинкса, перед которыми пасует вся современная «западная наука», перехваленная сама собою. Этим Эвальд Васильевич для нас намного интереснее и важнее. Сегодня куда как более актуально развитие его наследия, практическое применение к нынешним реалиям. Возможно, ещё более актуально, чем было при его жизни.
Революционный вклад Э.В. Ильенкова в развитии марксистско-ленинской философии актуален и поныне. Поскольку определял методологию, конкретизацию теории перехода от социализма к коммунизму. Уникально продуктивную и в наши дни, применительно к наиболее актуальной российской и глобальной проблематике. В самых общих чертах, в двух словах, новаторство Э.В. Ильенкова в этой области можно определить так: разработка марксистско-ленинской диалектической логики и концепции личности.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
Первое достижение – теория диалектической логики, в первую очередь, на материале «Капитала» Карла Маркса. Э.В. Ильенков определил научный метод марксизма как восхождение от абстрактного к конкретному ‑ развитие «зерна», «клетки» во «взрослую» систему. Движителем этого процесса является противоречие. Научное мышление повторяет историческое развитие объекта изучения, как в самом процессе познания, так и в конечной теоретической конструкции.
Полемизируя с Э.В. Ильенковым, Мих. Лифшиц, один из его великих учителей и основатель «онтогносеологии», отмечал естественность следующего шага. Необходимо признать, что человеческое, научное познание выступает лишь моментом саморазвития познаваемого объекта – «не мы отражаем предмет, а он отражается в нас».
Этот тезис логически продолжается следующим шагом: человеческое познание знаменует переход в новое, высшее качество самой объективной реальности, общества – в бытие «осознанное», практически изменённое человеком для себя. Вначале стихийно-историческим образом, потом – в результате общественного планирования.
Далее становится возможен переход к новому уровню развития науки о производительных силах и производственных отношениях. Шаг к критическому преодолению, «снятию» политической экономии капитализма. Которая сама является адекватной для буржуазного общества формой отражения его реалий, товарно-денежных отношений. Мира самовозрастания стоимости, в котором человек в качестве рабочей силы выступает всего лишь переменным элементов капитала.
Но какая наука тогда соответствует сущности коммунизма? Шаг к ответу на этот вопрос был сделан И.В. Сталиным в его теоретическом завещании, классическом труде «Экономические проблемы социализма в СССР». Экономическая теория коммунизма – это учение о человеке общественном, как главной материальной производительной силе, о сознательном производстве самих человеческих отношений.
Именно такова методология познания «базиса» коммунистического способа производства, вытекающая из принципа восхождения от абстрактного к конкретному. Который был сформулирован Э.В. Ильенковым на основе анализа экономических трудов Карла Маркса.
САМОСОТВОРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Второе достижение Э.В. Ильенкова условно можно отнести к теории «надстройки» коммунистической общественно-экономической формации. Это – развитие марксистско-ленинской концепции личности, ключ к формированию коммунистического идеала гармоничной, всесторонне развитой личности, богатой человеческими связями. Методология опять-таки взята у Карла Маркса, для которого человеческая сущность – совокупность общественных отношений, и даже пять чувств – результат всей практики, в её историческом развитии.
У Э.В. Ильенкова есть ряд блестяще написанных, глубоких работ, посвящённых тому, что же такое личность. Тому, как её «производить», сознательно «формировать», − самому, при помощи педагогов. Каким образом развивать различные человеческие умения – мышление, понимание красоты и добра, умение творить в этих сферах. Не только «обычные» способности человека, но и те, что пока считаются «сверхспособностями» ‑ талант, гениальность и т.п.
Прекрасным практическим воплощением такого подхода стало методологическое обоснование советской тифлосурдопедагогики. Методика И.А. Соколянского – А.И. Мещерякова позволяла полноценно развивать, казалось бы, безнадёжных инвалидов, ‑ слепоглухих детей. Более того: помогать, самым способным из них, выходить на высокий уровень творческого развития: становиться учёными, писателями, общественными деятелями. Достигнутые на этом пути успехи открыли путь к разработке эффективных методик целенаправленного, форсированного развития «сверхспособностей» у обычных здоровых людей.
Согласно методологии Э.В. Ильенкова, во всех сферах культуры обучение и воспитание, понимание и практические навыки изначально неотделимы от творчества. Которое, в свою очередь, является моментом сотворчества ‑ совместного творчества. Тем самым Э.В. Ильенков вплотную подводит к необходимости сознательного производства людьми таких общественных отношений, при которых «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
СУТЕНЁРЫ ГЕНЕТИКИ
Кроме конструктивного развития Э.В. Ильенковым марксистко-ленинской концепции человеческого «я», особую ценность имела его идеологическая борьба с советскими псевдомарксистами, которые пытались протащить буржуазные, непозитивистские взгляды на природу личности. В СССР попытки такой «контрабанды» буржуазной идеологии под видом «развития марксизма-ленинизма» были далеко не случайными.
В социалистическом обществе постоянно шла, временами обостряясь, внутренняя идеологическая борьба. Схватка революционных тенденций, направленных на построение коммунизма, с контрреволюционными попытками реставрации капитализма. Переломной точкой, послужившей началом откатных процессов, послужил XX съезд КПСС.
На нём Н.С. Хрущев, «разоблачив культ личности И.В. Сталина», положил начало регрессивным процессам во важнейших областях. Завершилось всё реставрацией капитализма и разрушением СССР. В политэкономии социализма были ревизованы важнейшие постулаты, запущены механизмы расширения товарно-денежных отношений и деградации планово-распределительных.
В философии, педагогике и кадровой политике явные и тайные «хрущевцы» начали атаку на основополагающие принципы, кратко сформулированные лозунгом «кто был ничем, тот станет всем». Оппоненты Э.В. Ильенкова софистически манипулировали биологической «наследственностью». В лучшем случае пытались определить «пропорцию биологического и социального» в человеке. Так кто же на самом деле пытался, спекулировать научной генетикой, словно идеологический сутенёр пресловутой «продажной девкой»?...
Подобные теорийки в буржуазном обществе являются проявлением «товарного фетишизма»: социальные функции, исторически преходящие, пытаются выдать за «природные», вечные. Функции денег выводят из физических свойств золота, а колониальную эксплуатацию оправдывают расовыми лжетеориями, вплоть до нацизма. Выведение воли к власти и творчеству из способностей, передаваемых по наследству, через «кровь» – что это, как не апологетика классового господства эксплуататоров?
В СССР оппоненты Э.В. Ильенкова идеологически выражали интересы социальных групп, которые впоследствии оказались зародышами эксплуататорских классов: крупных собственников средств производства, чиновничества, их идеологической обслуги. Примат «биологической наследственности» был им необходим, чтобы юридически закрепить передачу своему потомству прав собственности на средства производства, привилегированное положение в обществе. Чему мы в итоге и стали свидетелями в 1990-е годы и в России, и в других странах, где произошла реставрация капитализма.
И НАСЛЕДНИК, И НАСЛЕДОДАТЕЛЬ
СССР был разрушен, но не побеждён; также идейно непобеждённым ушёл из жизни и Э.В. Ильенков. В последние годы его публиковал теоретический журнал ЦК КПСС «Коммунист», которым до середины 1980-х годов руководит Р.И. Косолапов. Это издание оставалось последним оплотом официального творческого марксизма, изуверски «кастрированным» неоиезуитами c «прорабами катастройки»… Пусть оппоненты временно восторжествовали. Но разве можно сказать, что Сальери, отравив Моцарта, одержал над ним победу?.. Отнюдь.
Развитие марксизма-ленинизма, совершённое выдающимся советским философом Э.В. Ильенковым, необычайно актуально и в наши дни. Перед человечеством стоят важнейшие гуманитарные вопросы, принципиально не решаемые без применения современной марксистско-ленинской методологии. И здесь наработки Э.В. Ильенкова могут послужить не хуже, чем научно-технические разработки времён СССР. Которое сегодня помогают России удерживать мировое лидерство в ряде областей, особенно в оборонно-промышленном комплексе.
Было бы ошибочно изображать Эвальда Васильевича, при всей его оригинальности, неким непризнанным гением-одиночкой, стоящим особняком. Творчество Э.В. Ильенкова является ключевым звеном в советской философии. Как звезда первой величины в бесконечном «млечном пути» различных научных школ, подлинных авторитетов в истории отечественных «смежных наук». В отечественной науке у него были великие предшественники и современники, чьи достижения он синтезировал и развивал. Он – их научный наследник и, в свою очередь, наследодатель для других. Его труды оказывались ферментом для дальнейших исследований его коллег и последователей.
Конкретно-исторический, «деятельностный» подход к человеку, обществу, личности в нашей стране (сначала Российской Империи, потом СССР и нынешней Российской Федерации), представлен несколькими научными школами в разных научных дисциплинах, как гуманитарных, так и естественнонаучных. В таком русле работали естествоиспытатели И.И. Мечников, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. Его развивали философ М.А. Лифшиц, психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев, педагоги А.С. Макаренко, И.А. Соколянский и А.И. Мещеряков. Также такие исследователи-разработчики как А.А. Микулин и наш современник С.М. Бубновский.
ВНУТРЕННЯЯ ДРАМА
Высокая драма судьбы Э.В. Ильенкова вовсе не в том, что «среда заела» и «лицемерные обыватели от науки затравили». Хотя и это, к сожалению, имело место. Важнее драма внутренняя, некий надлом. Который просматривается изначально, с аспирантской «Космологии духа», пусть и написанной в жанре «философско-поэтической фантасмагории». В ней предназначение человечества – повторить для безнадёжно остывающей Вселенной «первоначальный взрыв», чрезмерной ценой глобального ядерного самоубийства.
С одной стороны, перед нами благородная жертвенность горьковского героя Данко. Но, с другой стороны, ‑ каков же пессимистический образ объективной реальности, самостоятельно способной лишь к деградации?.. Передающей все полномочия человеку лишь для того, чтобы… ещё раз попытаться вытянуть счастливый лотерейный билет. Совсем не по «Диалектике природы» Фридриха Энгельса, просто какое-то казино Люцифера! В этом же направлении – зачарованность «планетарным, космическим пессимизмом» Trauermarsch из «Кольца нибелунга» Рихарда Вагнера.
Неоднозначен и казус разбирательства в марте 1955 года на философском факультете МГУ им. В.М. Ломоносова. Комиссия ЦК КПСС обвинила Э.В. Ильенкова в попытках увести часть студентов и аспирантов «в область "чистой науки", "чистого мышления", оторванного от практики, от политики нашей партии. Некоторые студенты признались, что давно не читают газет». В результате Учёный совет факультет отстранил Э.В. Ильенкова от преподавания.
Обратим внимание, что в то время Э.В. Ильенков и в самом деле рассматривал философию, в первую очередь, как науку о логике и о теории познания. И недооценивал философскую онтологию – теорию самых общих законов объективного мира, природного и исторического. Позднее именно этот вопрос был одним из главных в полемике с Мих. Лифшицем.
Так что нужно разделять организационные выводы и конструктивную научную критику, которая, может быть, была и не в комплиментарной форме. В самом деле, хорошо ли не читать газет? Можно не соглашаться, критиковать написанное, но знать это необходимо, особенно молодым философам.
ДИССИДЕНТАМ НЕ ПОНЯТЬ
Ещё более неверно, даже тенденциозно пытаться выставить Э.В. Ильенкова «жертвой тоталитарного общества», чуть ли не «диссидентом». Допустим, что у Эвальда Васильевича действительно на столе лежал роман Дж. Оруэлла «1984», который он сам перевёл с немецкого издания. Что это, повод всерьёз называть его «западным умом на русской почве», «советским европейцем», «философским Пастернаком»?
Личность крупного художника, артиста, мыслителя редко бывает однозначно гармоничной. Кроме доминанты в его жизни и творчестве часто встречаются и самые проблемные моменты. За что цепляются некоторые люди из «окружения», потом пытаясь проецировать для публики собственное мировосприятие на своего кумира.
Безвременно трагически погибших, как и Э.В. Ильенков, В.В. Маяковского и Владимира Высоцкого тоже пытались, и продолжают пытаться, изобразить «жертвами советского режима». Принижая тем самым своих кумиров, отказывая им в праве на внутренний, имманентный, а не на внешний трагизм.
Что ж, известно, что «для камердинера нет героя», в том числе трагического. Те же персонажи жалуются, что их кумира где-то не печатали, когда-то не дали выступить, обделили почестями, званиями и наградами. Смели критиковать, в том числе публично… Драма не в том, что гения не издают, он и так счастлив, даже если его книги временно остаются рукописями. Трагедия в том, что не гения издают, и он до поры до времени считает себя счастливым. Пока не придёт момент истины, и тогда боль его страшна.
«Камердинеры» не понимают, что у их кумира было самое великое счастье: творчество. Ощущение безмерных сил, созидания полезного для других людей. С этим не сравнятся никакие бирюльки вроде денег, славы и почестей. Есть и ещё большее счастье: видеть, как дорогие тебе идеи воплощаются в жизнь, побеждают. Даже если это делает кто-то другой. Даже если тебя при этом не упоминают. Пусть если тебе лично от этого никаких гешефтов и даже когда совсем наоборот, одни «шишки». Это счастье, недоступное и непонятное многочисленным сальери, в том числе «десталинизаторам».
ТРАВМА ОТ ХРУЩЁВЩИНЫ
Как мнимое «диссидентство» Э.В. Ильенкова согласуется с, кстати, соседствующей информацией, что он как личную трагедию переживал сокрушительное фиаско обещаний, известно чьих, «построить коммунизм за двадцать лет»? Которые оказались волюнтаристскими иллюзиями? Как понять тогда, что Эвальд Васильевич был глубоко душевно травмирован, казалось бы, невозможным, ‑ войной 1979 года между Китаем и Вьетнамом?
Разгадка в том, что Э.В. Ильенков относится всё к тому же «поколению ХХ съезда КПСС». Только к лучшим его представителям, таким как советские фантасты-футурологи, самыми заметными из которых были «коммунисты − научные утописты» братья А.и Б. Стругацкие, И.А. Ефремов. Их внутренняя драма в том, что они не почувствовали всего обмана «десталинизации», гибельность неучастия в классовой борьбе как в чём-то якобы недостойном. И увлеклись мнимым флёром «общегуманистических ценностей».
К худшим представителям «шестидесятников» относятся более поздние «прорабы перестройки», их вожди М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин. А также новоиспеченные олигархи разного калибра, рекрутированные из рядов партийной, хозяйственной, научной, культурной советской номенклатуры. Те напротив, вначале противопоставляли «злому Сталину» – «доброго Ленина». Потом «советскому тоталитаризму», «административно-командной системе» ‑ «гуманный, демократический социализм с человеческим лицом». Прошли весь путь оппортунистов к откровенному антикоммунизму, идейному оправданию любых преступлений и зверств нынешнего «глобального империализма» во главе с США.
Лучшим из «шестидесятников» следовало бы переживать как глубокую внутреннюю драму хрущевскую десталинизацию, разрыв отношений с социалистическим Китаем, за которым последовал раскол мирового коммунистического движения. Морально страдать от последствий ошибочных, разрушительных для социализма экономических реформ Е.Г. Либермана – А.Н. Косыгина. Испытывать моральный дискомфорт от нарождения и укрепления советской протобуржуазии, «цеховиков», расхитителей социалистической собственности в торговле, включая внешнюю, и на производстве, спекулянтов и их «крыши» из коррумпированных советских служащих.
Но яд «десталинизации» обезболивал души «лучших шестидесятников». Таких проблем они словно и не замечали. Гораздо острее «лучшими шестидесятниками» воспринимались личные неудачи, вплоть до серьёзного внутреннего разлада. Зато становились непонятны причины краха посулов «построения коммунизма за двадцать лет», китайско-вьетнамская война. Как позже неприятной неожиданностью оказались разрушительные успехи горбачёвской «перестройки», реставрация капитализма и разрушение СССР.
КРИЗИС ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Подлинный триумф Э.В. Ильенкова, его идей и подходов впереди. В наукоёмких гуманитарных исследованиях и разработках они более чем востребованы. Ждать недолго, ибо вопрос «перезрел».
В сфере, называемой hi-hume по аналогии с hi-tech, наблюдается безысходный застой, чудовищное отставание в сравнении с компьютерно-телекоммуникационными технологиями. На новой технологической базе массово и повсеместно доступными стали достижения науки, произведения искусства: книги, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, кино, живое исполнительское мастерство, в том числе в прямой трансляции. Массовые коммуникации также вышли на новый уровень, начиная с электронной прессы и заканчивая социальными сетями.
Таким образом, появились колоссальные возможности культурного развития личности. Но, учитывая особенности современной общественно-экономической формации, эти новые возможности используются также для изощрённого манипулирования общественным сознанием в политических и коммерческих целях. Для провоцирования так называемых «цветных революций» и маркетинга малополезной продукции.
Особенно ярко кризис hi-hume проявляется в исследованиях путей улучшения человека: перспектив оздоровления, омоложения, продления активного долголетия, развития интеллектуальных и творческих способностей, общественного воспитания. Немалые затраты дают мизерные результаты.
Характерен пример британского миллиардера Джима Меллона, основателя компании Juvenescence Ltd, оператора инвестиций в подобные проекты. Вложив несколько миллионов долларов США в исследования физического омоложения, на выходе он получил… новую модификацию аспирина. Что, наверное правильно, потому что омоложение и продление жизни было бы использовано империалистической «элитой» для продления своего эксплуататорского статуса на веки вечные.
ГРЯДУЩИЙ ТРИУМФ HI-HUME
Причина – в тупиковой методологии подобных зарубежных исследований. Человек рассматривается только как биологический организм, и как таковой− исключительно как объект преобразования. Западные учёные ищут инструменты в областях генной инженерии, стволовых клеток, иммунотерапии, искусственного интеллекта, биотехнологий, медицины ‑ фармакологии и физиотерапии.
Совершенно иной подход свойственен российским научным школам. Тот самый, который развивал и Э.В. Ильенков. Здесь главным является не естественнонаучный, биологический, но конкретно-исторический, «деятельностный» подход к человеку.
Результативность этого подхода подтверждена примерами таких людей, как Н.А. Островский и А.П. Маресьев. Их судьбы превращались в книги «Как закалялась сталь» и «Повесть о настоящем человеке», которые вдохновляли на подвиги десятки миллионов людей. «Педагогическая поэма» и «Республика ШКИД» рассказывают о советском опыте массового превращения казалось бы, «бросового материала», криминальных беспризорников в настоящих людей и героев.
Есть подобные примеры, даже ещё более оптимистические, и в наши дни. Медик С.М. Бубновский получил в юности тяжелейшие травмы, пережил клиническую смерть, ряд сложных операций. 27 лет передвигался на костылях, каждое движение вызывало острую боль. Но он разработал собственную методику реабилитации и полностью преодолел инвалидность. На основе своей практики разработал новое направление медицины − кинезиотерапию, помогающее пациенту решить проблемы со здоровьем, принципиально не решаемые по-другому, в частности − фармакологией.
С.М. Бубновский не только создал опробованную на себе методику, но и разработал на её основе способы излечения многих заболеваний, возвращения здоровья и полноценной жизни, казалось бы, безнадёжно больным людям. И довёл дело до многопрофильного массового сервиса, в России сейчас действуют около ста медицинских центров, работающих по его методикам.
Велик потенциал отечественного подхода к hi-hume, верную методологию которого развивал Э.В. Ильенков. Этот подход способен оплодотворить гуманитарные наукоёмкие исследования, привести к продуктивным результатам. Многие проблемы в этой области пока не разрешимы, потому что их пытаются решить негодными средствами в недостойных целях. Возвращение человеку и человечеству в целом субъектности, роли творца истории и своей судьбы поможет сделать более гуманными жизнь и каждого отдельного человека, и человечества в целом.
Источник: BIS Journal