Сверхчеловека создаст коммунистический труд

Сверхчеловека создаст коммунистический труд

Футурология антропогенеза: созвучие ламаркизма и трудовой теории стоимости


Труд, точно так же, как создал людей из обезьян, способен выковать сверхчеловека из человека нынешнего. Марксизм показал: за пределами товарного производства труд является всеобщей созидательной субстанцией антропогенеза, исторического прогресса и развития личности. Современная глобальная наука отрицает роль труда в эволюции и экономике лишь ради увековечивания рушащегося миропорядка.

ТРУДОВОЕ ЧЕЛОВЕКОСТРОЕНИЕ

Созидание стоимости было раскрыто К. Марксом как лишь одна из функций труда, присущая его частной модификации. Труд, создающий стоимость, включая прибавочную, воспроизводящий товарное производство и классовое общество, − исторически ограничен, локализован и преходящ.

Его пределами, рамками являются товарное и, соответственно, капиталистическое производство, включая монополистическое. Другие исторические модификации труда – в первобытном и натуральном хозяйстве, при коммунистическом обществе ‑  решают совсем иные задачи.

Будучи направленным на вещество природы, процесс труда в то же время изменяет и самого человека и отношения людей. Труд преобразует не только окружающий мир, но и самих людей, общественные отношения и отдельных индивидов ‑ их личности, включая телесность.

ОТ АНТРОПОГЕНЕЗА К СВЕРХЧЕЛОВЕКУ

В частности, Ф. Энгельс определил труд как главный фактор антропогенеза. Одновременно с антропогенезом сам труд претерпел преобразование из инстинктивно-стадной деятельности в человеческую как таковую, социально-культурную.

Эволюционная роль труда совершенно не исчерпывается деистским «первотолчком», «превращением обезьяны в человека». В ходе собственной человеческой истории меняется и сам труд, его характер: предмет, орудия, виды трудовых функций и операций, способы их разделения и координации.

Завершение антропогенеза – не финал эволюции, а отправной пункт «постбиологического», историко-культурного развития общества и человека. Становление коммунистического труда − непосредственно общественного, «психофизического», творческого, как важнейшей потребности − будет сопровождать формирование сверхчеловека.

НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ «ПРОТОТРУД»

Универсальное философское осмысление труда марксизмом – эстафета классической науки. Непосредственно предшествуют не только трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо, но и… эволюционизм Ж.Б. Ламарка. Главный двигатель биологического развития в ламаркизме – нечеловеческий «прототруд», многократно повторяющиеся усилия любых организмов, направленные на собственное улучшение.

Регулярно предпринимаемые усилия закрепляются как устойчивые функции, затем как морфологические изменения – физиологические и анатомические. Классический пример, длинная шея жирафа, наиболее понятен спортсменам и тем, кто добился результатов при помощи лечебной физкультуры. Скрыто накапливаясь за многие поколения, такие перемены приводят к эволюционным скачкам.

Трудно не заметить созвучие эволюционизма Ж.Б. Ламарка и трудовой теории стоимости. Ламаркизм можно назвать «прототрудовой теорией эволюции». В обществе главным источником богатств и прогресса выступает труд, а в живой природе – «трудообразная» деятельность живых организмов.

«НЕКЛАССИЧЕСКАЯ» НЕОКЛАССИКА

Всё выглядит так, как если бы в своих областях науки А. Смит, Д. Рикардо и Ж.Б. Ламарк стихийно применяли диалектический материализм. Ещё ранее субстанциальный монизм Б. Спинозы преодолевал смычку метафизики и идеализма, провозглашённые Р. Декартом, ‑ механистическую причинность и реактивный автоматизм организмов.

Ещё раньше античная натурфилософия Эпикура, предмет докторской диссертации К. Маркса, предполагала возможность свободной траектории движения атомов. Такая не механическая, неинерционная активность  элементарных частиц как «творческое саморазвитие» может быть соотнесена с примитивным «прототрудом».

Подобные более чем классические подходы, но уже в виде «неклассической», квантовой физики были интегрированы в «глобальную науку» только в начале ХХ века. Аналогичный переворот в психологии совершили Л.С. Выготский и его последователи.

Реставрацию творческого ламаркизма в «мичуринской агробиологии» осуществил на практике Т.Д. Лысенко. «Неоклассическое» преобразование здравоохранения и медицины не так давно обозначили «наука о здоровье» И.И. Брехмана и кинезитерапия С.М. Бубновского.

ПАРАЗИТЫ ДЕГРАДИРУЮТ

В отличие от марксизма, принявшего классическую эстафету, буржуазная мысль дальше двигалась по нисходящей линии, инволюционировала и деградировала. Современные «светочи «глобальной науки», нобелевские лауреаты малоспособны к труду мышления, они – жалкие схоласты, которые и в подмётки не годятся своим предшественникам.

Ревизии были подвергнута и трудовая теория стоимости, и эволюционизм. Сегодня на их месте «макроэкономика» и генно-инженерная «синтетическая теория эволюции».

Дезавуируя трудовую теорию стоимости, глобальный капитал богатеет за счёт паразитизма и эксплуатации, современного неоколониализма и финансовых спекуляций. «Макроэкономисты», эта научная обслуга капитала, пытаются представить перераспределение продуктов труда «созиданием богатств», вечным законом «производства вообще».

В эволюции дезавуирована роль миллионов лет неимоверных усилий многих поколений живых организмов и всей истории человеческого труда. Взамен «синтетическая теория эволюции» предлагает мошенническую схему казино: рулетку «случайных мутаций генов» и ловкость рук крупье − «естественного отбора».

Оболгав и высмеяв ламаркизм, вывернув наизнанку учение Ч. Дарвина, глобальная гуманитарная наука неспособна решить проблему массового улучшения человека и общественных отношений. Вместо гармоничного всестороннего развития личности, укрепления здоровья и продления долголетия продвигаются манипулятивные цифровые технологии, препараты и терапии, высокотехнологичное протезирование.

Трудовая теория стоимости классической политической экономии обрела в марксизме универсальный философский смысл. Труд оказался не просто материалистическим прототипом всесозидающего гегелевского Абсолютного Духа. За пределами товарного производства и капитализма марксизм раскрыл труд как созидательную субстанцию антропогенеза, истории былой и грядущей, развития личности. В этом – залог неоклассического развития гуманитарных наук, исследований и разработок.

#труд #эволюция #коммунизм #личность #футурология