«Цифра» не властелин мира, а раб банкиров

«Цифра» не властелин мира, а раб банкиров

Искусственным интеллектом запугивают те, кто давно на нём наживается

 

Угроза «порабощения человечества искусственным интеллектом» (ИИ) выдумана для простаков. Для глобальных «цифровиков» и банкиров ИИ − верный раб, инструмент для уменьшения издержек и увеличения прибылей. Не кандидат в «властелины мира», а новый перспективный функционал АСУ ТП − автоматизированных систем управления технологическими процессами.

ЦИФРОВОЙ РАБ БАНКИРОВ

Аргументы в пользу внедрения ИИ, в том числе на основе BigData («больших данных»), в банковской сфере более чем убедительны. Это целый ряд преимуществ в оптимизации, повышении эффективности, удешевления бизнес-процессов и клиентских сервисов. Значительно увеличиваются возможности автоматизации сбора, анализа и обработки данных о работе подразделений, о сотрудниках и клиентах.

Открываются возможности принципиально новых решений, «там, где обычные алгоритмические решения оказываются неэффективными или невозможными». К главным направлениям применения ИИ в банках относят оптимизацию корпоративных бизнес-процессов и клиентских сервисов, маркетинг и противодействие мошенническим операциям. Новые возможности ИИ воплощены в сервисах, использующих биометрические данные клиентов.

ИИ помогает Сбербанку, ВТБ, Тинькофф-банку и другим финансовым организациям экономить миллиарды рублей. Применение ИИ выгодно и клиентам банков, поскольку удешевляет обслуживание, создаёт новые удобные сервисы. Например, «умную» подборку банковских депозитов для вкладчиков.

ПАРОВАЯ МАШИНА − ПРАБАБУШКА «ИИ»

Как и прочим техническим новшествам, преимуществам использования ИИ в банковской сфере сопутствуют социально-гуманитарные риски. Они сопряжены как с угрозами технических нарушений, так напрямую с «человеческим фактором».

Интересам владельцев, работников и клиентов угрожают технические инциденты в системах ИИ. Аппаратные, программные, организационные ошибки и сбои могут снижать устойчивость бизнеса и оказания услуг, нарушать целостность и конфиденциальность информации (способствовать утечкам).

Среди социальных рисков ИИ − сокращение рабочих мест из-за автоматизации банкинга. Так, «Альфа-банку» заменой сотрудников роботами в рутинных бизнес-процессах удалось достичь ежегодной экономии в 20 млн рублей, цифру планировали увеличить до 85 млн рублей в год. Ясно, что ИИ сам по себе не виноват в увольнениях работников, как и два века назад его предки, «прабабушки» − паровые машины.

ОПАСЕН НЕ РОБОТ, А ЕГО ХОЗЯИН

К гуманитарным рискам банковского ИИ можно отнести возможности злоупотреблений личными данными клиентов. Такая информация, включая биометрическую, предоставляется клиентами по договорам обслуживания, а также может собираться банками из публичных источников (в т.ч. социальных сетей).

Банки эффективно используют обработку такой информации посредством ИИ для определения кредитоспособности клиентов, создания целевых клиентских продуктов. «Утечки» банковских баз персональных данных в результате действий внутренних и внешних злоумышленников могут нанести значительный ущерб клиентам.

На основе ИИ могут создаваться новые инструменты так называемой «социальной инженерии», попросту финансовых мошенников. Среди потенциальных новинок для злоумышленников − технология DeepFake, создание реалистичных поддельных видео граждан.

Однако виновниками злоупотреблений новыми технологиями могут оказаться только конкретные люди, но никак не ИИ. Сопутствующие риски банкиры трезво учитывают, затраты на их минимизацию проходят по статье на обеспечение информационной безопасности. В банковской сфере ИИ успешно применяет главный государственный регулятор отрасли − Банк России.

Интерес прагматичных банкиров − не в лирических рассуждениях, «может ли машина мыслить», а в повышении эффективности и прибыльности бизнеса. Отвлекая аудиторию дискуссиями «не поработит ли ИИ человека», они тем временем укрепляют своё господство над человечеством.

#цифровизация #общество #философия #искусственный_интеллект #экономика