От сбережения к преумножению
- -- 23.01.2020 --
- Проблемы и решения
Технологии «здравоохранения будущего» нацелены на профилактику и предупреждение заболеваний
Гуманитарные науки стремятся выйти на качественно новый уровень, чтобы поспеть за впечатляющими успехами высоких технологий, в первую очередь компьютерно-телекоммуникационных. Как выяснилось, «технических» успехов недостаточно для того, чтобы сделать жизнь каждого человека здоровой, продолжительной и счастливой.
Попытки механически «транспонировать» технические алгоритмы на гуманитарные проблемы ощутимых успехов не приносят. Успешный синтез пока редок, но случается; поэтому так важны и интересны такие примеры, как работа кафедры АФК МГТУ им. Н.Э. Баумана.
УЧЁБА НЕ ЛЕГЧЕ СПОРТА
Что же нужно использовать из технических достижений в гуманитарной сфере, в какой степени, как именно? Вот в чём вопрос, без правильного ответа на который невозможен продуктивный синтез. В этом плане одной из интереснейших перспективных «точек роста» является деятельность кафедры АФК («Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура») МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Именно здесь ведутся и внедряются научно-исследовательские и методические разработки в области технологий, способных не только сберегать, но и укреплять здоровье в самых сложных условиях и ситуациях. В первую очередь для своих студентов, что совсем нелишне. Сила воздействия на обычных молодых людей нагрузок, связанных с обучением, сопоставима с той, какую испытывают в своей профессиональной деятельности, например, космонавты или профессиональные спортсмены.
Необходимая база формировалась с 1987 года, когда в университете была создана кафедра «Биомедицинские технические системы и устройства», которая в 1998 году стала подразделением факультета «Биомедицинская техника». Позднее на базе кафедр физического воспитания и адаптивной физкультуры был сформирован Физкультурно-оздоровительный факультет.
Под руководством ректора университета И.Б. Федорова впервые в России была разработана вузовская Комплексная программа здоровьесберегающего, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса (в том числе инклюзивного). Комплексная программа сбережения и укрепления здоровья была продлена на 2015 − 2020 годы и выполняется и при действующем ректоре А.А. Александрове, как один из важных элементов приоритетного направления развития университета.
Не случайно в 2010 году МГТУ им. Н.Э. Баумана первому в России было присвоено звание «ВУЗ здорового образа жизни». Университетская «инфраструктура здоровья» разрасталась: были созданы Лаборатория психологической помощи студентам, Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде», открыт Научно-образовательный медико-технологический центр (НОМТЦ) МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Особого внимания и интереса заслуживают научно-исследовательские разработки, положенные в основу методик сбережения и укрепления здоровья студентов одного из самых трудных технических вузов России. Чтобы помочь студентам достойно справляться с немалыми учебными нагрузками, традиционного опыта оказалось недостаточно. Нельзя было механически копировать ни методики подготовки профессиональных спортсменов, ни курсы физической культуры для обычных вузов.
МЫСЛИ, ЧУВСТВА, ТЕЛО
Научной основой «бауманских» разработок и практик стало «позитивное» понимание здоровья. То есть не «через отрицание», не просто как отсутствие явно выраженных заболеваний, в медицинском понимании. Здоровье понимается как совокупность жизненных сил организма, его способностей и возможностей полноценно адаптироваться в условиях самых серьёзных нагрузок. Которые можно и нужно сберегать, укреплять, развивать и преумножать.
В далёкой, но обозримой перспективе такой подход может оставить большинство обычных врачей без работы. Их останется необходимый минимум для работы в режиме «чрезвычайных ситуаций», а остальным придётся переквалифицироваться. С лечения болезней − на их профилактику, на помощь пациентам укреплять своё здоровье.
Психическое и физическое здоровье рассматриваются комплексно, в неразрывной связи, как две стороны психофизического благополучия, или, напротив, его недостатка. В основе общего телесного здоровья лежит здоровый образ мыслей и чувств, сохранять и укреплять который помогает собственная активная деятельность в специально сформированной среде.
Такой подход отвечает определению здоровья как состояния физического, психического (умственного) и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней, сформулированный в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН от 22 июля 1946 года. Подобное понимание было фундаментально развито выдающимся отечественным учёным И.И. Брехманом, который заложил теоретические основы междисциплинарной науки о здоровье.
Наука о здоровье изучает способы увеличения целостного благополучия человеческого организма, повышения его «запаса прочности». Средством достижения этой цели выступает систематизация, упорядочивание человеком своего мышления, эмоций, психологии и образа жизни в целом. Упор делается на аккумулятивную, постоянную профилактику как обычных заболеваний, так и нервного истощения, «психологического выгорания», эмоциональных срывов. Чтобы медикам как можно реже приходилось реагировать на «чрезвычайные ситуации» такого рода.
На этой фундаментальной основе в наши дни разрабатываются и практически реализуются разнообразные прикладные методики, помогающие сохранять и укреплять здоровье. Учёным-разработчиком, который интегрировал их в МГТУ им. Н.Э. Баумана в учебно-воспитательный процесс, стал профессор Г.И. Семикин, доктор медицинских наук. Этому замечательному учёному, педагогу и организатору удалось сплотить коллектив единомышленников. Среди энтузиастов, продолжающих перспективные начинания в наши дни, – Г.А. Мысина, А.С. Миронов и С.А. Лазарев, вокруг них сформировался и сплотился широкий общественный актив.
Для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана были разработаны специальные обучающие методики, которые позволяют не только сохранять, но укреплять здоровье в самых непростых условиях. Решение было найдено «на стыке» технических и гуманитарных наук.
Одним из направлений разработок стала профилактика деструктивных зависимостей студентов, включая алкоголизм, наркоманию и игроманию, а также участие в деструктивных и экстремистских сообществах. В университете были поэтапно сформированы система, среда и «коллективный субъект», помогающие студентам сохранять и укреплять здоровье.
ГЛУБОКОЕ ЭШЕЛОНИРОВАНИЕ
«Здоровьесберегающая среда» в МГТУ им. Н.Э. Баумана выстроена системно: есть и «дальняя разведка» и «глубоко эшелонированная оборона». «Дальним рубежом» выступает выявление и воздействие на факторы риска социально-психологическому здоровью студентов и ситуации, способные повлиять на него негативно. Тому, кто чувствует себя «разбитым», подавленным, впавшим в депрессию, остро переживает «несчастную любовь» или душевный кризис, оказывается необходимая поддержка Центром здоровья и психологической поддержки студентов.
Сбережение здоровья студентов является частью его укрепления. С самого начала обучения, на первом курсе студенты по итогам диспансеризации получают индивидуальный «паспорт здоровья» с указанием его группы. Определяется социально-психологический «портрет», индивидуальные риски и задачи профилактики нарушений и укрепления здоровья. Есть и врачебный контроль на двух площадках. После прохождения регулярных медицинских осмотров показатели «паспорта здоровья» обновляются с выводами о динамике его состояния и корректировкой развивающих программ. На основании заполненной анкеты студент получает лист учёта занятий, ведёт бумажный дневник самоконтроля.
Контроль показателей здоровья студента осуществляется в начале и в конце каждого учебного семестра. В том числе рассчитывается индекс массы тела, проводится психологическое тестирование, врач делает заключение, достаточное для педагога, чтобы определить характер и степень дальнейшей нагрузки, оптимальной для студента.
Занятия физкультурой проводятся как практические, так и теоретические. Студентам рассказывается о том, что такое наука о здоровье, его общая теория, что такое его сбережение и укрепление, почему это необходимо в жизни, а также о деятельности кафедры. Студенты выбирают для последующей публичной защиты темы научного проекта для реферата, связанные с индивидуальной проблематикой собственного здоровья, которую они решают.
Для отслеживания состояния организма и уровня здоровья студентов используются современные информационные технологии. В частности, студенты носят специально разработанные фитнес-браслеты, которые фиксируют физическую активность и ряд физиологических параметров (вес, давление, частота сердечных сокращений, сон, количество пройденных шагов и т.п.), ведутся графики. Кафедра АФК получила поощрение Совета Федерации РФ «За внедрение цифровых технологий», в разработке которых участвовали студенты; такая цифровизация − один из главных «коньков».
Аналитический инструментарий BigData («больших данных») позволяет определять текущий уровень и динамику как индивидуального, так и популяционного здоровья студентов, выявлять группы и факторы отклонений в поведении, риска нарушений здоровья. Отчёты используются для принятия руководством МГТУ им. Н. Э. Баумана управленческих решений для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Мониторинг и оперативный анализ студенческого здоровья позволяет выявить предварительные стадии «вызревания» индивидуальных состояний, способных привести к болезненному срыву. Начиная с нарастающего дискомфорта до заметного ухудшения здоровья и болезней. Предусмотрены три уровня профилактики: психолого-педагогическая поддержка с вовлечением в волонтёрство, комплексная реабилитация с занятиями по индивидуальным программам и, в крайнем случае, предоставление академического отпуска для лечения с последующим сопровождением возвращения к учёбе.
Студенты дважды в неделю посещают практические занятия физкультурой, изучают теорию. Тематика включает все аспекты всестороннего гармоничного психофизического развития: силы, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости и навыков восстановления организма. На первых трёх курсах студенты защищают зачётную работу – реферат с презентацией.
Те, кому предписана лечебная физкультура и освобождённые от тяжёлых физических нагрузок занимаются по специальным адаптированным программам. Показания могут быть разные: онкология, кардиостимуляторы и проблемы с опорно-двигательной системой, высокая степень миопии. В МГТУ им. Н.Э. Баумана для них создана инклюзивная среда, они могут поступить и учиться с учётом параметров своего здоровья, заниматься его сохранением и укреплением.
СБЕРЕЧЬ И УКРЕПЛЯТЬ
Студенты-бауманцы в обязательном порядке участвуют в мероприятиях, посвящённых оздоровлению и продвижению ценностей здорового образа жизни. Прикладные разработки науки о сбережении и укреплении здоровья были высоко оценены на государственном уровне, наградами и знаками отличия Правительства России, Государственной Думы и Совета Федерации РФ, ведомственными поощрениями подразделений МВД России, контролирующих оборот наркотиков.
Инициативами продвижения оздоровляющих технологий занимается Общероссийское общественное движение «Здоровая инициатива», зарегистрированное Минюстом России 20 мая 2012 года. Это Всероссийское антинаркотическое волонтерское движение обучающейся молодежи образовательных учреждений всех типов и видов, «ядром» которого являются сотрудники и студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана. Но, главное, «на кончике пера» и практически было доказано, что действенность междисциплинарной «науки о здоровье», доказанная студентами, не ограничивается обучающимися в вузах.
Специальные разработки для самых разных групп населения демонстрируют свою эффективность и внедряются разными общественными движениями под эгидой Минздрава России, при поддержке Представительства ВОЗ ООН (Всемирной организации здравоохранения) в нашей стране. ООО «Здоровая инициатива» сотрудничает с Ассоциацией «Здоровые города, районы и посёлки» и ООО «Лига здоровья нации». В настоящее время в России осуществляются такие начинания, являющиеся подспорьем национальному проекту «Здравоохранение», как конкурс «Здоровые города России» и проект «Человек идущий».
Эти общественные инициативы окормляют представители государственной власти – профильных ведомств, главы регионов и муниципальных образований, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и Общественной палаты РФ, специалисты и общественники на местах. Студенты выступают активом и «пехотой» ЗОЖ – здорового образа жизни, проходят специальное обучение как общественные инструкторы, получают методические материалы.
По вопросам дальнейшего развития технологий, развивающих здоровье, ведётся взаимодействие с другими вузами, включая ТГПУ им. Л.Н. Толстого и Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 27 ноября 2019 года была проведена научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде», посвящённая памяти Г.И. Семикина, которую решили сделать ежегодной.
Базой разработки новаторских технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, выступает МГТУ им. Н.Э. Баумана – один из самых серьёзных ведущих технических вузов России. Для сбережения и развития здоровья студентов используются специально разработанные самые современные технические достижения, оборудование и программное обеспечение.
Однако всё новые и новые чудеса техники не подменяют студентам задачу нелёгкого саморазвития, становления себя как сильной личности, но помогают успешнее её решать. Преподавателям, педагогам и тренерам все более совершенные технические новшества помогают воспитывать студентам крепость духа и воли, умение не пасовать перед трудностями, всесторонне развивать здоровье, безгранично расширять свои возможности, в том числе на благо других людей.
Разработкам технологий, сберегающих и укрепляющих здоровья, ведущихся в МГТУ им. Н.Э. Баумана, можно смело предсказывать большое будущее. Недаром они реализуются уже много где и за пределами университета. Лежащий в их основе методологический подход к оздоровлению человека носит продуктивный и перспективный характер: не просто междисциплинарный, но синтетический гуманитарно-технический.