«Рефлекс творчества» враждебен свободе

«Рефлекс творчества» враждебен свободе

Обветшавшее «учение И.П. Павлова» стерилизует научное мировоззрение


Давно пора критически непредвзято пересмотреть теорию «рефлексов» академика И.П. Павлова. Её постулаты враждебно перечёркивали большевистский коммунизм, а последователи тормозили развитие советской науки. «Рефлексология» жива и поныне: въелась в повседневную речь, беспощадно уродует и стерилизует мировоззрение учёных.

ПРИВЫЧКА НЕ РЕФЛЕКС

Для «рефлексологии» человек трудящийся – не хозяин природы и истории, не творец своей судьбы. Это просто кукла-автомат, поддающаяся дрессировке и программированию. Терпимость Советской власти к теории И.П. Павлова объяснима переходным, половинчатым характером социализма, к тому же в более сильном враждебном капиталистическом окружении.

Скорее всего, лидеры СССР пытались дипломатически лавировать, использовать «мировую науку» и авторитет нобелевских лауреатов. Увы, к этому примешивалось настоящее низкопоклонство и неумение развивать науку на основе диалектико-материалистического мировоззрения.

И поныне психологи-«павловцы» не могут толком объяснить разницы так называемого «условного рефлекса» от привычки. На деле всё несложно: «условный рефлекс» подобен сложной траектории движения бильярдного шара, направленного ударом кия умелого игрока в бильярд. Привычка – последовательность собственных действий, которая самостоятельно вырабатывается в ходе тренировок, многократных усилий в схожих обстоятельствах.

Простой анализ понятия «рефлекса» выявляет его очевидную абсурдность, вроде убеждения в том, что Земля плоская и неподвижная, а Солнце вращается вокруг неё. «Рефлекс» только притворяется биологической категорией, на деле же это ‑ формально-логическая абстракция.

СОЗДАТЕЛЬ НЕ АВТОМАТ

Третий закон механики И. Ньютона «рефлексология» игнорирует, не учитывая противодействие, обратное влияние «мишени» на воздействующий извне субъект. Таким образом, «рефлекс» – феномен чисто воображаемый, невозможная в реальном мире «безответная» реакция на внешнее воздействие. Социальное воздействие И.П. Павлов уподобил механическому, физическому и биологическому, прибавив «условные знаки».

Учение гениального философа-физкультурника И.М. Сеченова, предшественника и учителя И.П. Павлова, было двойственно. Мёртвенно-механистическое понятие «рефлекса» И.М. Сеченову пришлось вынужденно позаимствовать у Р. Декарта в качестве теоретических «строительных лесов». 

Однако живая душа учения И.М. Сеченова – новаторская теория «тёмного мышечного чувства», творческой активности человеческого организма. Самопроизвольная нервно-мышечная активность выступает базисом для «надстройки» сознания, чувств и разума.

Будучи формально учеником И.М. Сеченова, И.П. Павлов вышвырнул на помойку его идею самодвижения, самопроизвольных действий организма, эту субстанцию свободы воли. Зато унаследовал и развил в систему мертвенную механику «рефлексологии», враждебную труду и свободе, творчеству и подлинному мастерству.

СЦИЕНТИЗМ НЕ НАУКА

Для сложных случаев были выдуманы уродливые гибриды типа «рефлекса свободы». Очевидно, что возникновение мира – результат «рефлекса творчества» бога, божественного первоначала?

Но какое воздействие извне было возможно, и на что могла быть направлена «реакция» бога, когда мира ещё не существовало? Допустим, что творческое первоначало воздействовало само на себя. Тогда почему нельзя так же, как собственную причину и результат, понимать весь мир, каждый организм, человека?..

Кто является субъектом формирования «рефлекса», кто может обладать свободой воли? Согласно И.П. Павлову, таким сверхъестественным субъектом в отношении живых организмов выступает «внешняя среда», а для человека – ещё и «социальная среда».

Наперекор большевизму бог не упраздняется всемогуществом человека труда; свобода воли отрицается, а природная и социальная «среда» обожествляются. Под видом естественнонаучного открытия перед нами – переодевание религии, сциентистское сектантство.

«Рефлексология» академика И.П. Павлова заслуживает самого сурового разоблачения. Понятие «рефлекса» один из самых распространённых архаичных предрассудков, в наши дни мешающих правильному и эффективному развитию науки.

#биология #философия #психология #общество #личность