Компьютерная статистика провоцирует подростков
- 10.10.2021
Алгоритм профилактики преступлений способен порождать злоумышленников
Помочь предотвращать агрессивные преступления обещают разработчики автоматизированного анализа сочинений учащихся. Однако «искусственный интеллект» принципиально не заменяет экспертизу психологами и педагогами, а 1,7 млрд государственных рублей за улучшенную обработку статистики – несколько дороговато.
Бюджет национального проекта «Образование» предполагает в 2023 – 2024 гг. финансирование профилактики социально опасного и деструктивного поведения учащихся. Федеральный проект «Социальная активность» включает 1,7 млрд. рублей разработчикам средств выявления потенциальных злоумышленников путём автоматизированного анализа учебных письменных работ.
Учащение агрессивных преступлений учащихся, в особенности «расстрелов» в школах и вузах, взаимосвязано с усилением беспочвенных надежд на всемогущество «искусственного интеллекта». Эффективность этого инструмента для адресной профилактики агрессивных преступлений сомнительна, зато в ряде случаев может провоцировать агрессию подростков.
Алгоритмы, выполняясь по заданным параметрам на основании больших данных, хорошо проявляют общие тенденции. Автоматизированная обработка сильна в области статистики, но бессильна предсказать хотя бы одно конкретное преступление.
Лингвистическая экспертиза наличия потенциально опасного контента в текстах является прицельным инструментарием и тонким искусством. Алгоритмы, даже «самообучающиеся», мало применимы для анализа стремительного неустойчивого развития и трансформаций подростковой психики, а в индивидуальных случаях способны дать обратный эффект.
Чрезмерные упования на создаваемый инструмент способны дать обратный эффект. Изменение отношения педагогов, других учащихся на основании «вердикта» «искусственного интеллекта» способно озлобить подростка, спровоцировать рост агрессии, подтолкнуть к деструктивному поведению.
#психология #учащиеся #искусственный_интеллект #педагогика #криминал