«Одна тётка сказала»: алгоритм выбирает топ-5 новостей
- 29.12.2020
«Пишут словно глупцы для глупцов, глупо и о глупостях»
Деградация «главных новостей» − один из негативных итогов тяжёлого 2020 года, − считает Александр Лобанов, эксперт по гуманитарной безопасности. Яркий пример − инволюция топа-5 новостей в сервисе «Яндекс» (прямо над строчкой поискового запроса). «Чернушно-желтушный» характер превращает эту выборку в эффективное средство манипуляций и оболванивания аудитории.
АУДИТОРИЮ ОПУСКАЮТ
Публикации прессы на главные и второстепенные ранжируются алгоритмами Яндекс.Новостей, что создаёт видимость объективности. На деле алгоритмы настраиваются людьми под определенные задачи. В результате топ-5 новостей чаще всего характеризуется так.
1. Негативный характер информации (войны, конфликты, преступления, болезни, несчастные случаи).
2. Измельчание сюжетов: важное заслоняется малозначительными темами (мелочёвкой вокруг ковида, «трусов Навального» и т.п.).
3. Мнения выдаются за события (известная персона «сообщила», «считает», «прокомментировала» и т.п.).
4. Заголовки крикливые, привлекающие внимание, но малосодержательные.
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ РАЗВРАЩАЕТ
Ориентация на наиболее примитивные эмоции и «короткие», поверхностные мысли не только потакает не лучшим качествам аудитории. Подобный «топ новостей» также её оглупляет, дезориентирует, притупляет сознание и волю. Впечатление такое, будто специально отбираются новости, которые пишут глупцы для глупцов, глупо и о глупостях.
Ранее информационное агентство REGNUM уже подавало жалобу на злоупотребления «Яндекса» монопольным положением при формировании топ-5 новостей. Однако Федеральная монопольная служба (ФАС России) не согласилась, что целенаправленное продвижение «привилегированных» СМИ нарушает российское законодательство.
НОВОСТИ НА ОДНО ЛИЦО С РЕКЛАМОЙ
Неудивительно, что манипулирование общественным мнением перешло на новый уровень − к влиянию на формирование новостной повестки дня. Материалы «главных новостей» всё труднее отличать от интегрированных в них рекламных материалов, рассчитанных известно на кого.
Под видом объективной информации совершается манипуляция массовыми потребительскими предпочтениями и покупательской активностью. Также осуществляется неявное воздействие на политические оценки и возможные результаты выборов органов государственной власти.
Ради доходов от рекламы, подытоживает эксперт, выборка топ-5 Яндекс.Новостей эксплуатирует худшие тенденции современной журналистики, небезопасные для общественного сознания.
#политика #общество #психология #сознания #новости